Ракеты "Атлас" и космические пусковые установки
- Атлас Ракеты Обзор 50 лет ракетостроения
- Этап с половиной движителя
- Структура воздушного шара
- Payloads
- Все еще летать
- Атлас (Ранние Модели)
- Ракета Атлас-Б
- Атлас-Б Оценка
- Атлас-Д МБР
- Атлас-Able
- Atlas-Agena
- Agena-A Верхняя Стадия
- Agena-B Верхняя Стадия
- Agena-B Верхняя Стадия
- Agena Engine
- Атлас Меркурий
- Ракета Атлас-Д Фотографии
- Атлас-Н
- Атлас Кентавр
- Атлас-SLV3C Кентавр
- Атлас V
- Атлас V 400
- Атлас V 500
Атлас Ракеты Обзор 50 лет ракетостроения
Атлас - это имя, данное первой в США оперативной МБР. Хотя его карьера в качестве ракеты с ядерным вооружением была недолгой, «Атлас» превратился в одну из ведущих мировых спутниковых пусковых установок. За последние 50 лет было выпущено более 600 ракет «Атлас».
Этап с половиной движителя
Одной из необычных особенностей ракеты Atlas является ее уникальная система подготовки. В 1950-х годах разработчики ракет столкнулись с рядом серьезных проблем. Очевидно, что существенная выгода от концепции «постановки» или от сбрасывания использованных двигателей и топливных баков для осветления ракеты при ее движении по направлению к орбите имела существенные преимущества. Однако химические ракеты этой эпохи не могли быть надежно запущены. Единственный способ убедиться, что ракета запущена правильно, - это запустить двигатели, пока ракета еще была на земле. Использование обычной постановки с двигателями второй ступени, запускаемыми в полете, было бы слишком ненадежным, если учесть технологии 1950-х годов.
Раствор радикала был разработан в два раза. Прежде всего, из трех основных ракетных двигателей на «Атласе» только один оставался с «Атласом» на орбите. Внутренний двигатель, иногда называемый поддерживающим двигателем, оставался постоянно прикрепленным к ракете, в то время как два внешних двигателя, известные как вспомогательные двигатели, использовались только в течение первых нескольких минут полета.
Когда ракета поднялась в воздух, топливо потреблялось с большой скоростью. Через короткий промежуток времени ракета стала достаточно легкой, и две ракеты-носителя были сброшены. Сбросив вес двух ускорительных двигателей, «Атлас» стал достаточно легким, чтобы вылететь на орбиту с использованием только поддерживающего двигателя.
Структура воздушного шара
Еще одной особенностью дизайна Atlas было использование чрезвычайно легкой конструкции. Конструкция, известная как «баллонная» конструкция, была настолько легкой, что топливные баки должны постоянно находиться под давлением, чтобы избежать разрушения под действием собственного веса! (Ракеты «Атлас», выставленные в музеях, используют воздушный компрессор для поддержания давления в резервуарах. Если воздушный компрессор по какой-либо причине выходит из строя, ракета может разрушиться. Некоторые дисплеи имеют встроенную конструкцию внутри резервуаров для обеспечения поддержки.)
Легкая аэростатная конструкция, наряду с возможностью сбрасывать ускорительные двигатели в полете, позволили Атласу приблизиться к рабочим характеристикам условно поставленных ракет, сохраняя при этом способность запускать и тестировать все основные двигатели, оставаясь при этом безопасными на земле.
Payloads
Пожалуй, самой известной полезной нагрузкой, запущенной на плечах «Атласа», был космический корабль «Дружба-7» в 1962 году. Именно на «Дружбе-7» Джон Гленн стал третьим человеком на орбите Земли. В конечном итоге Атлас запустил четыре пилотируемые миссии на Меркурии
Атлас продолжал играть решающую роль в поддержке проекта Gemini. Атлас использовался для запуска сильно модифицированных ступеней Agena, известных как Agena Target Vehicles (ATV), чтобы служить стыковочными целями для орбитального космического корабля Gemini.
Научные исследования, запущенные на ракетах Atlas, включают в себя первую миссию на Меркурий ( Маринер 10 ), Венера ( Маринер 2 ), Марс ( Маринер 4 ), Юпитер ( Пионер 10 ), Сатурн ( Пионер 11 ) и Плутон ( Новые горизонты ). Ракеты Атлас также запустили все рейнджер , геодезист , а также Лунный Орбитер зонды на Луну.
Все еще летать
Спустя пятьдесят лет после своего первого орбитального полета, «Атлас» продолжает запускать американские военные, коммерческие и научные космические корабли. Текущая версия Atlas V, постоянно развивающаяся и совершенствующаяся в течение десятилетий, мало похожа на версии, впервые выпущенные в середине прошлого века. Ракеты «Атлас», насчитывающие шесть десятилетий, будут служить еще долгие годы.
Слева направо: Atlas-A , Атлас-Б , Атлас-Б Оценка , Атлас-Д МБР , Атлас-Able , Atlas-Agena , Атлас-Ф МБР , Атлас Меркурий , Атлас-Н , Атлас-LV-3C Кентавр , Атлас-SLV-3C , Атлас I , Атлас II , Атлас IIAS , Атлас III , Атлас V 400 , Атлас V 500 Человеческая фигура для роста (1,8 м).
Посмотреть другой иллюстрация, показывающая несколько версий ракеты Atlas.
Атлас (Ранние Модели)
Ракета Атлас-А (ПГМ-16А)
Ракеты «Атлас-А» летали на суборбитальных испытательных полетах. Миссии не летали с поддерживающим двигателем. Только два двигателя были включены.
Первый полет, запущенный 11 июня 1957 года, оказался неудачным. Всего было выпущено восемь ракет «Атлас-А» в 1957 и 1958 годах.
Ракета Атлас-Б
Ракета Atlas-B была первой версией, которая включала как реактивные двигатели, способные сбрасывать ракеты, так и поддерживающий двигатель ,
При запуске все три двигателя загорелись. Позже при восхождении два бустерных двигателя отключатся и уйдут. Двигатель ракеты-носителя продолжит стрелять.
Atlas-B, а не боевая ракета, использовалась для дальнейших испытаний компонентов ракеты Atlas.
В течение 1958 и 1959 годов было выпущено десять ракет «Атлас-Б». Три запуска были неудачными. Одна ракета вышла на орбиту с полезной нагрузкой SCORE (ниже).
Атлас-Б Оценка
«Атлас-Б» представлял собой орбитальную миссию, состоящую из модифицированной ракеты «Атлас-Б» и коммуникационного эксперимента, известного как «SCORE» (передача сигналов спутника С с помощью орбитальной аппаратуры ретрансляции E ). Миссия была начата 18 декабря 1958 года. На орбите проводились эксперименты по коммуникации, включая передачу рождественского послания, записанного президентом Эйзенхауэром. Дополнительные сообщения были отправлены на космический корабль, записаны и ретранслированы на наземные станции.
Планирование миссии было сделано в тайне. Первое публичное признание миссии произошло только после того, как космический корабль был на орбите.
Атлас-Д МБР
Atlas-D был первой операционной версией ракеты Atlas. Атлас-D был позже использован для запуска капсул Меркурия на околоземную орбиту.
Атлас-Able
Ракеты Atlas-Able, состоящие из первой ступени Atlas-C или Atlas-D и верхней ступени Able, запустили Космические зонды Pioneer P-3, P-30, P-31 , Все три миссии, предназначенные для лунных исследований, провалились.
Atlas-Agena
Agena, использовавшаяся сначала в качестве верхней ступени на ракетах Thor-Agena, была адаптирована для использования на ракетах Atlas.
В ходе выполнения программы были использованы несколько моделей Agena, включая этапы Agena-A, Agena-B и Agena-D.
Многие космические зонды были запущены на ракетах Atlas-Agena. В том числе все девять Рейнджер лунных зондов космический корабль "Венера" Mariner 2 и 5, зонды Mariner 3 и 4 Mars и все пять Миссии Лунного Орбитера ,
Было запущено большое количество военных космических кораблей, включая спутники разведки и раннего предупреждения.
В течение Проект Близнецы Верхние ступени Agena были модифицированы для использования в качестве стыковочных целей для космического корабля Gemini.
Agena-A Верхняя Стадия
Верхняя сцена Agena-B экспонируется в музее авиации и космонавтики ВВС. (Фото: Ричард Крузе, 2009)
Agena-B Верхняя Стадия
Верхняя сцена Agena-B экспонируется в музее авиации и космонавтики ВВС. (Фото: Ричард Крузе, 2009)
Agena-B Верхняя Стадия
Верхняя сцена Agena-B на выставке в центре Удвар Хази. (Фото: Ричард Крузе, 2008)
Agena Engine
Ракетный двигатель Bell Model 8048 экспонируется в Национальном музее ВВС США. (Фото: Ричард Крузе, 2007)
Атлас Меркурий
Atlas-D, первый действующий вариант Атласа с МБР, использовался для запуска космического корабля "Меркурий" в орбитальных полетах. Десять ракет «Атлас-Д» полетели в поддержку проект Меркурий В том числе две неудачи и четыре пилотируемых миссии.
Меркурий-Атлас 6, запущенный 20 февраля 1962 года, вывел Джона Гленна на орбиту. Учитывая позывной «Дружба 7», успешной миссией на три орбиты была первая пилотируемая орбитальная миссия в Америке.
Меркурий-Атлас 7, выведенный Скоттом Карпентером на орбиту 24 мая 1962 года. 3 октября 1962 года Уолтер Ширра был запущен на орбиту с Меркурием-Атласом 8. Меркурий-Атлас 9, последняя миссия Меркурия, был пилотирован Гордоном Купером и запущен на 14 мая 1963 г.
Ракета Атлас-Д Фотографии
Атлас D (37D) Отображается в конфигурации Меркурий-Атлас.
Ракета "Атлас-Д" на космическом центре имени Кеннеди. (Фото: Ричард Крузе, 2009)
Атлас-Н
«Атлас-Н» впервые был запущен в 1983 году. Всего было произведено пять запусков «Атласа-Н».
Атлас Кентавр
Атлас-LV3C Кентавр
Atlas-LV3C была первой ракетой Atlas, использовавшей верхнюю ступень кентавра (справа). Первая попытка запуска, проведенная 8 мая 1962 года, не удалась. Второй испытательный полет, начатый 27 ноября 1963 года, прошел успешно.
Несколько Сюрвейер Лунная посадка зондов были запущены на ракетах Atlas-LV3C-Кентавр.
Атлас-SLV3C Кентавр
Последние три геодезических лунных зонда были запущены на ракетах Atlas-SLV3C-Кентавр.
Ракеты «Атлас Кентавр» также запустили космический корабль «Марсинер 6» и «7 Марс», полет на орбиту «Маринер 9» и миссию «Маринер 10». Mariner 10, первый космический корабль, посетивший две планеты, совершил облет Венеры и Меркурия.
Ряд пионерских миссий также летал на ракетах «Атлас-Кентавр». Пионер 10 Первый космический корабль, посетивший Юпитер, был запущен 2 марта 1972 года. Пионер 11 запущен 5 апреля 1973 года, проводил облет юпитера и сатурна. Пионер-Венера Мульти-Зонд был запущен 8 августа 1978 года, и Пионер-Венера, орбитальный аппарат был запущен 20 мая 1978 года.
Атлас V
В бустере Atlas V используется двигатель RD-180, впервые использованный в Atlas III. Семейство ракет имеет растянутую ступень кентавра (справа), позволяющую повысить производительность по сравнению с предыдущими версиями. Новая вторая ступень Centaur может иметь один или два ракетных двигателя RL-10A-4-2, что позволяет повысить производительность в соответствии с полезной нагрузкой. Все предыдущие версии Centaur имели два двигателя RL-10.
Ракеты Atlas V имеют трехзначное обозначение модели. Первая цифра указывает диаметр обтекателя полезной нагрузки (4 или 5). Второе число указывает количество подключенных сплошных ракетных ускорителей (это число может быть от 0 до 5). Третье число указывает количество двигателей RL-10A-4-2 на ступени Кентавра (это всегда будет 1 или 2).
Атлас V 400
Первый Atlas V 400, модель 401, выпущен 21 августа 2002 года.
Atlas V 400, как и более ранние варианты Atlas, оснащен четырехметровым обтекателем полезной нагрузки. Обтекатель может быть различной длины, чтобы соответствовать требованиям полезной нагрузки.
Производительность может быть увеличена путем добавления до трех твердых ракетных ускорителей.
Известные полезные нагрузки включают в себя орбитальный аппарат Lunar Reconnaissance (LRO) и спутник наблюдения и обнаружения лунного кратера (LCROSS), запущенные 18 июня 2009 года. Ракета-носитель модели 401.
Обсерватория солнечной динамики был запущен на Atlas V-401 11 февраля 2010 года.
Атлас V 500
Производительность Atlas V 500 можно отрегулировать, добавив до пяти твердых ракетных ускорителей. Большой 5-метровый полезный обтекатель доступен в нескольких длинах.
Первый Atlas V 500, модель 521, выпущен 17 июля 2003 года.
Миссии включали несколько спутников связи и полезные грузы Национального разведывательного управления
Atlas V, модель 551, был использован для запуска Миссия New Horizons к Плутону , Запуск New Horizons 19 января 2006 г. дал скорость зонду 16,26 км / с. Это самая быстрая скорость из всех космических зондов. New Horizons находится на траектории солнечного выхода и совершит близкий перелет Плутона в июле 2015 года.
Модель Atlas V, 541, выпустила Научная лаборатория Марса в ноябре 2011 года.