Главная Карта сайта
 

"Химия" страха (Стр. 3)

На страницу: [1] [2] [3] [4] в раздел

Затем, после перерыва для отдыха, у испытуемых вызывали другую эмоцию - страх. Теперь испытуемому на мизинец подавали удары электрического тока, силу которого постепенно повышали до появления жалоб. Экспериментатор инсценировал тревогу, метался по комнате, предупреждал испытуемого, чтобы тот ради своей же безопасности лежал не шевелясь. Это представление продолжалось еще пять минут - в один из моментов экспериментатор даже нажимал кнопку, отчего по комнате сыпались искры Нет надобности говорить, что угроза случайной гибели на электрическом стуле вызывала у испытуемых страх. Один из них все время кричал: "Снимите, пожалуйста, провода! Помогите мне!" Другой молился, тогда как третий позже философски рассказы вал: «Каждый из нас когда-то должен умереть. Я решил, что черед пришел».

В результате этих экспериментов было выяснено, что в разных состояниях организм вырабатывал хоть и очень похожие, но все таки отличающиеся по строению вещества: адреналин - при стра хе и норадреналин - при ярости.

В романе Данила Корецкого «Оперативный псевдоним» есть, эпизод, в котором описывается состояние человека, столкнувшегося со смертельной опасностью. В нем писатель, будучи сам полковником милиции, с психологической точностью описал изменения сознания, происходящие во время сильного страха:

«Второй киллер давил неподдающийся спуск, пока не понял, что затвор находится в заднем положении, свидетельствуя о том, что магазин пуст. А девятимиллиметровый ствол «Макарова» смотрел ему прямо в глаза и расширялся: так реагирует обостренное сознание на неминуемую смерть».

Почему же в преддверии смерти расширялся ствол пистолета? Этому есть объективная причина - в состоянии сильного стресса надпочечники человека выбрасывают в кровь огромное количество адреналина, который расширяет зрачки. Поэтому у напуганного чем-то человека глаза «бездонные», расширенные от ужаса. Тогда в глаза проникает больше света (а значит, и информации), но качество изображения при этом снижается. Это напоминает процесс фотографирования: при слабом освещении следует полностью открыть диафрагму объектива, получая выигрыш в освещенности за счет потери глубины резкости. Но природа сознательно идет на потери в мелочах, стараясь выжить любой ценой.

На страницу: [1] [2] [3] [4] в раздел

Карта
rss
Карта