Главная Карта сайта
 

Взаимоотношения между страхом и другими эмоциями (Стр. 3)

На страницу: [1] [2] [3] в раздел

В этом случае доминирующая активность «центра страха» (ответственного за реализацию потребности самосохранения), «центра ярости» (соответствующего потребностям победы, преодоления, свободы) или «центра радости» (потребность в информации, исследовательский инстинкт) будет определять преимущественный характер типичного эмоционального фона того или иного человека. Американский психолог С. Томкинс, изучая связь страха с другими эмоциональными реакциями детей, пришел к выводу, что зачастую источником многих психологических проблем ребенка являются неумелые или непродуманные действия его родителей. Например, если они постоянно стыдят ребенка за малейшие про -явления страха, то в результате ребенок начнет автоматически испытывать стыд всякий раз, когда будет чем-то испуган. Такая комбинация страха и стыда чрезвычайно пагубно действует на неокрепшую психику ребенка и в конечном счете может привести к развитию параноидной шизофрении.

Если же родители постоянно наказывают ребенка за плач, а плач при этом вызван переживанием печали, у ребенка может развиться условно-рефлекторная связь между страхом и печалью. С. Томкинс считает, что такое сочетание негативных эмоций в будущем может нарушить способность человека к нормальной социальной адаптации. К. Изард отмечает, что угроза лишения родительской любви - естественная причина для печали ребенка. Если же его наказывают за печаль (которая находит свое выражение в плаче), то в его сознании плач ассоциируется с ожиданием боли от наказания и, следовательно, - со страхом. Поэтому, всякий раз испытывая угрозу лишения родительской любви, ребенок будет переживать печаль и страх, связанные с чувством одиночества и ожиданием наказания. Переживание подобного комплекса эмоций в дальнейшем не позволит ребенку обратиться к родителям за сочувствием и поддержкой, даже если они ему крайне необходимы.

На страницу: [1] [2] [3] в раздел

Карта
rss
Карта