Главная Карта сайта
 

Детские страхи (Стр. 7)

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

На важную роль родителей в формировании детских страхов указывали и другие исследователи, подчеркивая, что такое влияние может носить как сознательный, так и непреднамеренный характер. Родители, бессознательно проявляя повышенную заботу о своих детях, могут излишне часто предостерегать ребенка, чтобы он чего-то опасался, никуда не ходил, оберегают его от «нехороших» сверстников и старших людей. Ряд таких преувеличенных опасений касается здоровья: чтобы ребенок не поранился, не получил заражения крови, столбняка, инфекции, не простудился, не утонул в реке. Такое отношение может приводить к формированию сверхтревожной личности, склонной к фиксации на своих страхах.

Другая форма непреднамеренного формирования детских страхов связана со страшными историями и сказками, вызывающими у впечатлительных детей тревогу и страх, особенно если они слушают их перед сном. Как отмечают некоторые педагоги и психологи, такие рассказы могут способствовать никтофобии - навязчивой боязни темноты. Также можно способствовать развитию страха у детей, если в их присутствии вспоминать о болезнях, болях, операции. Эти разговоры обычно относятся к взрослым знакомым и гостям, но более чувствительные дети запоминают их, хотя и не показывают этого.

Взрослые, общаясь с детьми, зачастую не осознают важных различий между психикой взрослого человека и психикой ребенка, который еще не научился в полной мере противостоять угрожающим явлениям окружающего мира и различать действительно опасные и нейтральные раздражители. Фриц Риман в своей книге «Основные формы страха» писал по этому поводу: «В обычных (нормальных) условиях взрослые, в отличие от детей, имеют гораздо более богатый выбор вариантов ответов и сил для противостояния страху: они могут продумать ситуацию, познать и изучить факторы, вызывающие страх, могут понять, откуда исходит источник страха, и благодаря такому пониманию получить соответствующую помощь, и, наконец, они могут правильно оценить возможность угрозы. Всеми этими свойствами не располагает ребе нок. Он слишком мал, чтобы распознать и различить объект свое го страха, он внутренне беспомощен, он не знает, как долго это может продлиться и что случилось».

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

Карта
rss
Карта