Главная Карта сайта
 

Детские страхи (Стр. 6)

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

Как показывают исследования ученых, большое влияние на вероятность возникновения у детей невроза страха играет психофизиологическое состояние матери в период беременности. Это могут быть заболевания половой сферы, задержка в наступлении первой беременности, неблагоприятная обстановка в семье, со стояние стресса во время беременности и так далее. У матерей, беременность которых отличалась тревожностью, внутренней напряженностью из-за постоянных семейных проблем или волнениями, связанными со сдачей экзаменов в институте, дети впоследствии гораздо чаще заболевали неврозом страха.

Следует отметить, что вышеописанные факторы, так же как и врожденный тип высшей нервной деятельности, лишь определяют вероятность того, будет ли ребенок расти пугливым и тревожным, но окончательно расставляет по своим местам конкретные условия жизни, в которых формируется растущая личность. Здесь большую роль в формировании детских страхов играют механизмы условных рефлексов, подробно изученные И. П. Павловым. Так, психотерапевт Т.Симсон в своей книге «Неврозы у детей» пишет: «Ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, нередко боится подходить к поезду; испугавшись в момент падения (учась ходить), он иногда в течение ближайших дней отказывается от попыток ходить. Следует помнить, что всякий случайный раздражитель, сочетавшийся с испугавшим ребенка явлением, может (по закону условного рефлекса) в свою очередь стать источником страха (ребенок боится войти во двор, где его испугала собака, отказывается подходить к человеку, на котором он видел когда-то противогаз, хотя этот факт и не повторялся в дальнейшем). При этом для детей раннего возраста весьма характерна иррадиация (распространение на аналогичные предметы — Прим. авт.) страхов. Так, ребенок, напуганный кошкой, боится всего пушистого - горжетки, муфты, мехового воротника, а иногда даже волос матери». Особое значение в образовании страхов у детей играет запугивание со стороны взрослых. Нередко неопытные в деле воспитания матери или няни, стремясь заставить ребенка слушаться, пугают его милиционером, «стариком, который заберет в мешок», мифической «букой», волком и т. д. К запугиванию прибегают и тогда, когда ребенок не хочет одеваться, чтобы идти на прогулку, когда он кричит в трамвае и соседу-пассажиру предлагают «взять» его, и когда он плохо ест, и когда долго не засыпает и т. п. При правильном педагогическом подходе с течением времени ребенок постепенно преодолевает страхи и начинает относиться к ним критически. Он узнает, что «волк из леса» не прибегает в город, что «старик» не забирает непослушных детей в мешок, что «милиционер» не только не обижает малышей, но, наоборот, помогает им, например отводит домой, если они потеряли на улице близких, и т. д. Но у некоторых детей в силу разных причин страхи могут сохраняться длительное время.

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

Карта
rss
Карта