Главная Карта сайта
 

Детские страхи (Стр. 3)

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

При этом следует иметь в виду, что страх у детей может развиваться двумя путями: как в результате личного опыта, так и путем «социального заимствования». Американские психологи отмечают, что, когда ребенок сталкивается с незнакомым явлением, он получает нужную информацию, следя за выражением лица матери, ее голосом и жестами. Как мать реагирует на этот предмет: улыбается или хмурится? Ребенок «настраивает» свою эмоциональную реакцию на реакцию матери и таким образом учится понимать значение того или иного события. При первой встрече с огромным псом он, видя испуг на материнском лице, сам пугается и узнает, что собака — тот объект, которого следует бояться.

А.Захаров отмечает, что способность ребенка связывать свои эмоциональные реакции с поведением матери возникает к первому полугодию жизни. Он пишет: «После б месяцев ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства».

Начиная со второго года жизни постепенно растет, становясь у детей значительным, страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. В это же время появляется страх животных. В этот же период часто имеет место страх разлуки с родителями (особенно с матерью). Этот страх наиболее характерен для единственного ребенка в семье, особенно при наличии повышенной чувствительности. Наиболее часто этот страх проявляется вечером, когда мать оставляет его одного в кроватке. В этом случае следует бурная эмоциональная реакция, сопровождаемая слезами. А.Захаров, написавший очень обстоятельную книгу, посвященную детским страхам («Неврозы у детей и подростков»), полагает, что для дошкольного возраста характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Компьютерный диализ полученных мной данных также показывает, что эти три праха внутренне связаны между собой (как говорят ученые, «имеют высокую корреляцию») и, возможно, отражают какие-то глубинные инстинктивные страхи, доставшиеся нам еще от далеких предков.

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

Карта
rss
Карта