Главная Карта сайта
 

Детские страхи (Стр. 2)

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

С возрастом, когда ребенок способен осмыслить правильно пугающую его ситуацию, страхи всегда непосредственно связаны с опасностью и ей адекватны».

Большинство ученых склонно считать, что у новорожденного ребенка еще нельзя говорить о «настоящем» страхе, так как он требует определенного развития мозга. Так, А.Захаров полагает, что чувство страха формируется только с б месяцев, поскольку оно подразумевает определенный уровень познавательных процессов, включая способность к прогнозированию уже однажды испытанной опасности. Другой специалист по детской психологии, американский ученый Д.Лэшли, считает, что дети способны испытывать страх одиночества и тревогу при появлении незнакомых лиц уже с трехмесячного возраста. Как пишет этот автор, «в основе страха одиночества лежит представление ребенка о том, что «нечто» подстерегает его и в отсутствие взрослых может напасть. Трехмесячный ребенок, с криком просыпающийся ночью, скорее всего испытывает это переживание, только в незаконченном, рудиментарном виде».

Однако понятно, что подобные представления носят гипотетический характер, так как внутренний мир трехмесячного ребенка является для исследователей своеобразной «terra incognita» - не изведанной землей. Все же наиболее часто встречается мнение, что страх одиночества формируется к 6—7 месяцам, а уже затем возникает страх посторонних людей (8 мес). Считается, что это уже проявление собственно страха в ответ на конкретную угрозу извне. Этот страх постепенно уменьшается на втором году жизни, трансформируясь в последующем в страхи сказочных образов типа Бабы Яги, Кощея и пр. В это время продолжает оставаться актуальным страх одиночества, страхи врачей, неожиданных резких звуков.

Существует мнение, что в жизни каждого ребенка имеется ряд «критических» моментов, круто меняющих его жизнь, и в эти периоды маленький человечек особенно подвержен атаке страха Фриц Риман писал: «Вспомним свои первые самостоятельные шаги в детстве. Мы испытываем страх, возникающий тогда, когда материнские руки впервые оставляют нас, и страх одиночества перед необходимостью преодоления свободного пространства. Вспоминая о наиболее значительных событиях нашей жизни, мы говорим о страхе, который овладевает ребенком в начале школьного периода его жизни, когда ребенок меняет привычные в семье отношения на новое общество и утверждает себя в этом обществе.

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] в раздел

Карта
rss
Карта