Главная Карта сайта
 

Перед стеной мрака (Стр. 6)

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] в раздел

Через три столетия после О. Хайяма подобные мысли пришли в голову другому не менее знаменитому поэту эпохи Возрождения Франческо Петрарке. Как известно, в начале жизни Петрарке был присущ оптимизм и светлое мироощущение, но к середине жизни в его творчестве стали появляться мрачные тона, окрашенные религиозным фанатизмом. Вот что он писал в трактате «О презрении к миру»: «...лучше изредка, но подольше помнить о смерти и при -стальным размышлением представлять себе отдельные члены умирающего... эти глубоко запавшие, гаснущие глаза, впалые щеки, бледные губы, на которых выступает пена... смрадный запах всего тела и в особенности ужасный вид искаженного лица. Все это будет представляться легче и как бы наглядно во всей своей совокупности, если человек станет внимательно вдумываться в виденную им картину памятной смерти, дабы воспоминания о горестном и плачевном зрелище служило вечным предостережением и удерживало страхом душу от всех надежд преходящего мира».

Длительное и настойчивое размышление о смерти производит глубокое впечатление на любого человека, а его влияние на людей с развитым воображением, художественного склада может вообще оказать решающее влияние на их творчество. Известно, например, какое сильнейшее психологическое воздействие произвел на Ф. Достоевского эпизод его чудом не состоявшейся казни, во многом определивший в будущем мрачный эмоциональный настрой писателя. Ведь царь тогда не соизволил заранее сообщить осужденным петрашевцам об отмене смертного приговора. Николай хотел, чтобы бунтовщики подольше помучились, ожидая казни, и его садистский замысел вполне удался. Было приказано объявить помилование лишь в ту минуту, когда все уже будет готово к исполнению казни: то есть подвергнуть их психологической пытке посредством инсценировки расстрела.

Как пишет в своей книге «Достоевский» В. Кирпотин, «22 декабря 1849 года в морозное утро петрашевцев привезли на Семеновский плац, их вывели на эшафот, окружили с трех сторон войсками. Аудитор прочел приговор, священник в черной рясе сказал проповедь, в которой доказывал, что со смертью телесной не все еще для них кончается и что покаяние облегчит им вечную потустороннюю жизнь. Над дворянами совершили обряд гражданской казни — переломили шпаги над их головами.

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] в раздел

Карта
rss
Карта