Главная Карта сайта
 

Перед стеной мрака (Стр. 13)

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] в раздел

Страх смерти можно преодолеть, если принять точку зрения древних индусов, верящих в реинкарнацию — переселение душ. По их представлениям, душа человека не умирает вместе с телом, а только переселяется в другую оболочку - с учетом заслуг и прегрешений прошлой жизни. Правда, некоторые философы видели в реинкарнации не столько способ успокоить людей перед лицом неминуемой смерти, сколько заставить их выполнять моральные нормы, ибо форма нового рождения, согласно учению индусов, напрямую зависела от поведения в предыдущей жизни. Греческий философ Тимей, живший в V веке до н. э., с определенной долей цинизма писал: «Человек, упорствующий в непослушании, может быть уверен в наступлении кары как на основании законов, так и на основании учений о небесном и подземном суде, о жестоких муках, которым будут преданы несчастные души, и обо всем прочем, что, согласно древнему преданию, возвестил ионийский певец. Ибо, подобно тому, как тела больных мы лечим любыми средствами, попавшими под руку, если они отказываются от наиболее полезных, так и ум людей мы держим в узде при помощи ложных доводов, когда он не внемлет истинным. Вот почему необходимо учение чужеземцев о загробных муках и переселении душ, о том, что души трусов после смерти вселяются в тела женщин - на позор, души убийц - в хищных животных - в наказание, души сластолюбцев - в тела свиней и козлов, души вертопрахов и хвастунов - в летающих птиц, наконец, души лентяев и дураков - в тела животных, обитающих в воде».

Владимир Высоцкий, впрочем, относился к этому вопросу с Долей здорового юмора:

Живи себе нормальненько,
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.

Пускай живешь ты дворником,
родишься вновь — прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь.
Но если туп как дерево - родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Другой поэт - Вадим Шефнер, несколько по-иному подходил к проблеме бессмертия. Он полагал, что, умирая, мы передаем частицы своих тел природе, а через нее - другим живым существам, и в этом смысле частицы, составляющие наш организм, бессмертны. Поэт писал:

Смерть не так уж страшна и зловеща.
Окончательной гибели нет:
Все явленья, и люди, и вещи
Оставляют незыблемый след.

Распадаясь на микрочастицы,
Жизнь минувшая не умерла,
-И когда-то умершие птицы
Пролетают сквозь наши тела.

...Мир пронизан минувшим. Он вечен.
С каждым днем он богаче стократ.
В нем живут наши давние встречи
И погасшие звезды горят.

Еще один вариант избавления от страха неизбежной гибели - это возвышение надличностными эмоциями и взгляд на проблему смерти с общечеловеческих или даже космических позиций. Одним из первых, таким образом, подошел к этой проблеме в начале нынешнего века немецкий ученый Мейер-Бенфей. В своей статье «Современная религия» он писал, что каждый человек бессмертен в той мере, в какой ему удалось оставить свой след в общей летописи человечества. Хотя личность погибает вместе со смертью тела, но так же, как и ни один атом из нашей плоти не может исчезнуть, «ни единая сила нашей души не может пропасть окончательно», и чем полнее была наша жизнь, тем более явные следы оставляет наша деятельность в последующей жизни человечества. По мнению Мейер-Бенфея, «соединение индивидуальных поступков с общей жизнью человечества и составляет настоящее бессмертие, настоящую Нирвану». Таким образом, Шекспир и Пушкин воистину добились бессмертия, ибо живое дыхание их душ можно ощутить на подмостках любого театра мира спустя столетия после разложения их тел.

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] в раздел

Карта
rss
Карта