Главная Карта сайта
 

Перед стеной мрака (Стр. 10)

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] в раздел

Именно таким был ход мыслей Сенеки, который писал две тысячи лет назад: «Кто сказал, что умирать страшно? Разве кто-то возвратился оттуда? Почему же ты боишься того, о чем не знаешь? Не лучше ли понять намеки Неба? Заметь: в этой жизни мы все время болеем - то этой болезнью, то другой. То нас донимает желудок, то болит нога. Со всех сторон в этом мире нас преследует дыхание болезней, ярость зверей и людей. Со всех сторон нас будто гонят отсюда прочь. Так бывает лишь с теми, кто живет не у себя. Почему же тебе страшно возвращаться из гостей домой?»

Еще более мрачным было миросозерцание немецкого философа Шопенгауэра, который полагал, что все наше существование есть лишь ошибка или результат преступного желания. Он писал: «Если представить себе, насколько это возможно, множество бедствий, страданий и всякого рода мук, освещаемых солнцем на своем пути, то станет понятным, что лучше бы ему производить на Земле так же мало жизненных явлений, как на Луне, и что лучше было бы, если бы поверхность первой, как и Луны, оставалась в кристаллизованном состоянии. На нашу жизнь можно смотреть как на эпизод, напрасно смущающий спокойное блаженство небытия и имеющий характер громадного обмана».

Такая философия - род «психической гомеопатии», рекомендующей «подобное лечить подобным». Если попытки других философов успокоить людей перед страхом смерти путем обращения их внимания на радости жизни не имели успеха, то Шопенгауэр идет другим путем. Он, наоборот, старается разрисовать картины земного существования такими черными красками, чтобы сама смерть казалась уже не страшным итогом, а долгожданным избавлением от мук жизни. В его сочинениях нередки следующие
высказывания:

«Было бы справедливо видеть цель нашей жизни в страданиях
наших, а не в счастье».

«Все существование человека указывает, что страдание — его настоящий удел. Жизнь глубоко погружена в страдание и не может избавиться от него. Появление наше на свет сопровождается плачем; течение жизни всегда трагично и еще более - ее исход. Невозможно отрицать во всем этом печать предопределения».

«На смерть надо смотреть как на главную цель жизни: в момент ее прихода разрушается все, что подготавливалось в течение жизни».

Однако справедливости ради следует признать, что Шопенгауэр в этом вопросе лишь повторяет основные положения религиозно-философского учения легендарного Гаутамы Будды, раз работавшего свой план избавления людей от страха смерти за двадцать четыре века до немецкого философа.

На страницу: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] в раздел

Карта
rss
Карта